Продажа квартир и их реклама в ближайшем обозримом будущем обещают стать более упорядоченными. По крайней мере, агентства, проявляющие заботу о собственной репутации и в целом о своем присутствии на рынке, должны приложить все усилия, чтобы изжить оказание услуг, в том числе и размещение рекламы, без согласия продавца в письменном виде. Оправдать надежды продавцов недвижимости на цивилизованные взаимоотношения с риэлтерскими компаниями призван Указ Президента Республики Беларусь № 475 от 26 ноября 2015 года, вступивший в законную силу 1 марта. Напомним, документ регламентирует лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе и риэлтерские услуги.
Теперь порядок взаимоотношений риэлтерских организаций с клиентами регулируют более жесткие требования. Так, к грубым нарушениям, которые являются основанием для лишения лицензии, отнесены:
- оказание риэлтерской услуги без заключения договора в письменной форме;
- применение тарифов (ставок) отличных от тех, что установлены законодательством;
- а также оказание услуг сотрудниками, не состоящими в штате агентства.
— Агентства недвижимости и до вступления в силу Указа не имели права рекламировать объекты недвижимости без заключения письменного договора с клиентом, — рассказывает директор АН «ВСП-недвижимость» Жанна Махахей. — Раньше за такое нарушение грозила административная ответственность в виде предупреждения, при повторном нарушении — штрафа. И только последующее игнорирование норм законодательства могло привести к лишению лицензии. Теперь единичное грубое нарушение служит основанием для лишения лицензии. Право на рекламу объекта имеет только то агентство, с которым потребитель заключил эксклюзивный договор, естественно, в письменной форме.
Закономерный вопрос, какая же от всего этого выгода для потребителей услуг? Оказывается, самая прямая. Ужесточение мер позволит избежать ловушек, в которые в силу заблуждений попадают продавцы недвижимости, а нечистые на руку агенты греют на этом руки.
Одним из основных заблуждений продавцов недвижимости является мнение: чем больше агентств будут рекламировать объект недвижимости, тем быстрее будет найден покупатель. Как правило, эксклюзивный договор заключается с одним из агентств. Остальные, получив устное согласие продавца, а иногда и без согласия, не имея никаких законных оснований, приступают к активной рекламе объекта. На практике это оборачивается гонкой на понижение стоимости. Каждый ее участник желает заработать, поэтому стремится предложить покупателям объект по более привлекательной цене. В результате недвижимость продается значительно дешевле, чем могла бы быть продана в случае ведения грамотной стратегии одним агентством.
Продавцы и покупатели квартир ошибочно думают, что в разных агентствах разная стоимость услуг. На самом деле, тарифы и ставки установлены законодательно, и во всех агентствах они совершенно одинаковы! Если потребителю предлагают оплатить одну и ту же услугу в другом агентстве дешевле установленного тарифа, это может означать только то, что услуга будет оказана неофициально. Сделку по продаже или покупке недвижимости не зарегистрируют в агентстве. Значит, в бюджет не поступят налоги, а потребитель не будет иметь никаких гарантий в случае непредвиденных обстоятельств.
Еще одно новшество, призванное изжить серые схемы и повысить ответственность перед клиентами и бюджетом, касается исключения сотрудничества риэлтерских организаций с внештатными агентами.
Потребитель должен оплачивать только фактически оказанные услуги. Например, если покупатель сам найдет необходимый объект недвижимости, риэлтерская организация не имеет права взимать плату за подбор вариантов сделки.
Интересно, что документ дает и определенные преимущества. Теперь лицензии агентствам недвижимости выдаются бессрочно, а не на 5-10 лет, как это было ранее. Приятным бонусом для всех риэлтерских организаций стало то, что в новом документе исключена привязка количества агентов по операциям с недвижимостью к количеству риэлтеров, состоящему в штате (ранее число агентов в организации не могло превышать число риэлтеров более, чем в 3 раза). Прописаны требования, предъявляемые и к личности риэлтера. Это гражданин Республики Беларусь с высшим юридическим образованием со стажем работы по профилю не менее 3 лет. В целом внесен ряд требований, регламентирующих порядок работы внутри компаний. Все они направлены на улучшение качества обслуживания потребителей.
Очевидно, что перед угрозой лишения возможности зарабатывать на оказании риэлтерских услуг агентства станут более щепетильно выстраивать отношения с клиентами. В свою очередь агентам потребуется все красноречие, чтобы убеждать клиентов в необходимости заключения письменного договора. Не секрет, что продавцы недвижимости порой стремятся избежать данной «формальности», но при этом желают получить гарантированно качественную услугу, не понимая, что отказом от заключения письменного договора ставят работу агента вне закона.